Uml design *
Содержание:
- Построение UML диаграмм в MS Visio
- Плагины к IDE
- BPMN и UML диаграммы в курсовом и дипломном проектировании
- Сущности
- Построение UML диаграмм онлайн с помощью Lucidchart
- Диаграмма вариантов использования
- 3.1. Диаграмма вариантов использования (Use-case diagram).
- Summary
- New Dimensions in UML 2.0
- Отношения между классами
- Структурные сущности — классы
- Архив
- Виды диаграмм на UML и средства для их построения
Построение UML диаграмм в MS Visio
Наиболее доступным, а поэтому и популярным средством построения не только BPMN – диаграмм, но и диаграмм на языке UML является графический редактор MS Visio. Доступность MS Visio обеспечило практически свободное владение им большого количества специалистов в том числе и студентов.
Методика построения диаграмм на языке UML в MS Visio во многом схожа с методикой построения BPMN – диаграмм. Отличием является то, что необходимо адаптировать графическую нотацию под набор элементов UML, выбрав шаблон “Схема модели UML”. После нажатия кнопки “Создать” появится окно с наборами элементов(фигурами, пиктограммами), которые соответствуют шаблону (stencils): схеме модели UML.
Дальнейшие действия построения UML диаграмм аналогичны действиям построения BPMN – диаграмм, но только в правилах унифицированного языка моделирования UML, и здесь повторяться не будут.
Плагины к IDE
Visual Paradigm SDE for Visual Studio
Тип: бесплатное ПО (Community Edition)
Сайт: https://www.visual-paradigm.com/product/sde/vs/editions/community.jsp
Возможности:
Use Case modelingSystem analysis and designPlug-in architecture
Скриншоты:
tangible T4 Editor plus UML modeling Tools for Visual Studio (2008/2010)
Тип: бесплатное ПО
Сайт: http://t4-editor.tangible-engineering.com/T4-Editor-Visual-T4-Editing.html
tangible T4 Editor поставляется вместе с инструментами UMLи позволяет генерировать диаграммы, схемы базы данных на базе xml, word, excel и других источников данных.
Скриншоты:
NetBeans IDE UML
Сайт: http://netbeans.org/features/uml/
UML плагин к NetBeans IDE:
- импорт NetBeans UML проектов
- возможность командной работы
- кодогенерация для Java, C++, PHP
Скриншоты:
Eclipse UML2 Tools
Сайт: http://www.eclipse.org/modeling/mdt/?project=uml2tools
Возможности:
- Structure diagrams
- Class
- Profile definition
- Composite structures
- Component
- Deployment
- Behavior diagrams
- Activity
- State machine
- Use Case
- Interaction diagrams
- Sequence
- Timing
Сайт: http://www.websequencediagrams.com/
Создание простых диаграмм:
yUML
Сайт: http://yuml.me/diagram/scruffy/class/draw
Cоздание простых UML
диаграмм для блогов, вики, форумов, баг-трекинг систем и электронной почты.
zOOml
Сайт: http://www.zooml.com/
В статье использовались материалы DevCurry.
Спасибо за внимание!
- Power Designer
- TopCoder UML Tool
- OmniGraffle для Mac OS X
- Artisan Studio Uno
- Altova UModel
- Sparx Enterprise Architect
- Visual Paradigm
- Poseidon for UML
- Umbrello UML Modeller
- Software Ideas Modeler
- Gliffy
BPMN и UML диаграммы в курсовом и дипломном проектировании
BPMN и UML диаграммы при выполнении курсовых и дипломных(бакалаврских) работ по направлению подготовки Информационные системы и технологии являются основой визуального моделирования. При этом студентами часто приходится использовать Rational Rose, хотя можно применить и более простые, но бесплатные программы построения диаграмм UML, такие как MS Visio и Lucidchart.
Сложность освоения Rational Rose иногда приводит к тому, что у студента не получается с курсовой и дипломной(бакалаврской) работой. В этом случае можно прибегнуть к помощи различных фирм, занимающихся написанием курсовых и дипломных работ на заказ. Но будьте осторожны в своем выборе. За услугами обращайтесь только к тем организациям, которые уже успели себя зарекомендовать.
Здесь можно обратить внимание на сервис Заочник, который давно уже помогает заочно обучающимся студентам в написании контрольных и курсовых работ и проектов, оказывает помощь в написании выпускных квалификационных работ. Для перехода на сайт сделайте клик по рисунку
На мой взгляд хорошо зарекомендовала себя крупнейшая фриланс-биржа Напишем, которая оказывает услуги студентам по написанию курсовых, дипломных, контрольных и любых других учебных работ на заказ. Здесь Вы сможете получить квалифицированную работу, написанную, как правило, преподавателями и аспирантами высших учебных заведений. Работа будет сделана именно для Вас, что устранит риск увидеть ее еще у кого-то, как не редко это случается.
Обратите внимание. Если Вы установите расширение кэшбэк-сервиса LetyShops, то Вы после перехода по приведенной ссылке легко активизируете кэшбэк до 12.5%
Покупать услугу с кэшбэком это выгодно.
Сущности
Диаграммы классов оперируют тремя видами сущностей UML:
- Структурные.
- Поведенческие.
- Аннотирующие.
Структурные сущности – это «имена существительные» в модели UML. В основном, статические части модели, представляющие либо концептуальные, либо физические элементы. Основным видом структурной сущности в диаграммах классов является класс. Поведенческие сущности – динамические части моделей UML. Это «глаголы» моделей, представляющие поведение модели во времени и пространстве. Основной из них является взаимодействие – поведение, которое заключается в обмене сообщениями между наборами объектов или ролей в определенном контексте для достижения некоторой цели. Сообщение изображается в виде линии со стрелкой, почти всегда сопровождаемой именем операции. Аннотирующие сущности – это поясняющие части UML-моделей, иными словами, комментарии, которые можно применить для описания, выделения и пояснения любого элемента модели. Главная из аннотирующих сущностей – примечание. Это символ, служащий для описания ограничений и комментариев, относящихся к элементу либо набору элементов. Графически представлен прямоугольником с загнутым углом; внутри помещается текстовый или графический комментарий.
Построение UML диаграмм онлайн с помощью Lucidchart
В открывшемся окне выберите пункт Документы. В следующем окне необходимо нажать на кнопку в левой верхней части + СОЗДАТЬ , а в выпадающем меню пункт Документ Lucidchart.
Если Вы используете бесплатную версию, то может появиться окно, в котором надо нажать кнопку Все равно создать. Может появиться форма, показанная на рисунке.
В ней надо выбрать Все равно создать документ.
В следующей форме, показанной на рисунке, если она появилась
надо выбрать Начать пробный период, а в следующей форме выбрать кнопку Потом.
После загрузки среды построения диаграмм, необходимо перейти в раздел построения UML- диаграмм. Для этого в левой части окна в разделе Формы необходимо нажать на клавишу +Добавить форму. Будет предложен список возможных вариантов построения диаграмм.
В этом списке надо выбрать UML и нажать кнопку Использовать выбранные фигуры.
После этого методика построения UML- диаграммы ничем не отличается от методики построения BPMN – диаграммы, описанная в статье “Программы создания диаграмм BPMN ”
Таким образом, использование Lucidchart позволяет не только упростить и ускорить процесс создания диаграмм UML и их документирования, но и усовершенствовать процессы сбора, анализа и внедрения отзывов и предложений от участников проекта и потенциальных пользователей. Lucidchart при совместной работы над проектом в реальном режиме времени.
Диаграмма вариантов использования
Диаграмма вариантов использования (англ. use-case diagram) – диаграмма, описывающая, какой функционал разрабатываемой программной системы доступен каждой группе пользователей.
По ходу этой статьи мы разберём элементы этой диаграммы, которые чаще всего применяются при построении, на множестве небольших примеров диаграмм и на примере одной большой диаграммы. Эта большая диаграмма будет использоваться при проектировании какой-нибудь программной системы. В качестве такой системы давайте выберем информационную систему для школы (можно рассматривать ее как сайт или как отдельное приложение). Пример, разумеется, демонстрационный и не претендует на законченность.
В этой системе можно выделить следующие группы пользователей:
-
Обучающиеся
-
Преподаватели
-
Классные руководители
-
Заместители директора
Каждая из групп пользователей может пользоваться нашей системой по-своему.
Обучающиеся могут:
-
Смотреть расписание
-
Просматривать свои оценки
Преподаватели могут:
-
Размещать материалы для уроков
-
Выставлять оценки в электронный журнал
Классные руководители могут делать все то же самое, что и преподаватели плюс:
Составлять расписание родительских собраний
Заместители директора могут:
Составлять расписание
Публиковать посты с важной информацией
Кроме того, у системы есть функционал, который доступен всем группам пользователей. В разрабатываемой нами системе актуально будет добавить мессенджер, в котором можно будет быстро связываться с интересующим человеком. Получается, эта функциональность должна быть доступна каждому пользователю. Так и запишем. Все пользователи могут:
Отправлять сообщения
Получилось много пунктов, которые может быть сложно уложить в голове. Для того чтобы быстро ориентироваться в этих пунктах, мы и хотим научиться строить диаграммы вариантов использования.
А теперь, когда мы выделили группы пользователей и функциональность системы, начнём строить диаграмму, чтобы зафиксировать и структурировать полученные данные.
3.1. Диаграмма вариантов использования (Use-case diagram).
Диаграмма вариантов использования является отправной точкой в процессе моделирования. Она предназначена для описания взаимодействия проектируемой системы с любыми внешними или внутренними объектами — пользователями, другими системами и т.п.
Основными понятиями при работе с диаграммой вариантов использования являются Актор (Actor) и Вариант использования (Use case).
Актор – это роль, которую выполняет пользователь или другая система, при взаимодействии с проектируемой системой.
Проектирование диаграммы вариантов использования начинается с определения списка Акторов. На диаграммах Актор обозначается следующим значком:
Каждый Актор обладает уникальным именем.
Друг с другом акторы могут быть связаны различного рода отношениями.
Например, акторы могут наследоваться друг от друга.
Это означает, что акторы-наследники наследуют характеристики базовых акторов.
Следующим этапом после определения списка акторов является определение списка вариантов использования.
Вариант использования – это конечная единица взаимодействия актора и системы. Совокупность всех вариантов использования полностью определяет поведение системы.
Вариант использования обозначается значком:
Каждый вариант использования относится к каком-либо актору. Такое отношение обозначает, что данный актор инициирует данный вариант использования.
Например:
означает, что актор User инициирует вариант использования Login.
Один и тот же вариант использования может использоваться несколькими акторами, например:
вариант использования Login используется двумя акторами.
Варианты использования также могут быть связаны друг с другом различными отношениями.
1.«Включение» одного варианта использования в другой. Означает, что один вариант использования инициируется в процессе другого. Например:
2.«Расширение». Означает, что один вариант использования является дополнением или уточнением другого варианта использования в случае наступления некоторых условий. Например:
3.«Реализация». Означает, что один вариант использования является реализацией другого варианта использования. Например, если один из них описан в терминах бизнес-процессов, а другой – в терминах проектируемой системы.
Например:
Кроме того, варианты использования могут быть связаны отношением «Реализация» с требованиями к системе и с классами. При наличии таких связей есть возможность проследить в каких классах реализованы требования и какие классы могут быть затронуты при изменении требований или вариантов использования.
Например:
Кроме Акторов и Вариантов использования на диаграмме также могут находиться следующие элементы:
“Collaboration” – элемент, предназначенный для визуальной группировки объектов – акторов и вариантов использования – по принципу их совместной работы.
Обозначается значком
Например,
«Boundary» — элемент, предназначенный для визуальной группировки объектов – акторов и вариантов использования – по принципу их распределения на подсистемы или компоненты.
Обозначается значком
Например:
Среди акторов могут быть не только пользователи, но и внешние системы и внутренние подсистемы.
Summary
UML 2.0 is an enhanced version where the new features are added to make it more usable and efficient. There are two major categories in UML 2.0, one is UML super structure and another is UML infrastructure. Although the new diagrams are based on the old concepts, they still have some additional features.
UML 2.0 offers four interaction diagrams, the Sequence diagram, Communication diagram, Interaction Overview diagram, and an optional Timing diagram. All four diagrams utilize the frame notation to enclose an interaction. The use of frames support the reuse of interactions as interaction occurrences.
Previous Page
Print Page
Next Page
New Dimensions in UML 2.0
The structure and documentation of UML was completely revised in the latest version of UML 2.0. There are now two documents available that describe UML −
-
UML 2.0 Infrastructure defines the basic constructs of the language on which UML is based. This section is not directly relevant to the users of UML. This is directed more towards the developers of modeling tools. This area is not in the scope of this
tutorial. -
UML 2.0 Superstructure defines the user constructs of UML 2.0. It means those elements of UML that the users will use at the immediate level. This is the main focus for the user community of UML.
This revision of UML was created to fulfil a goal to restructure and refine UML so that usability, implementation, and adaptation are simplified.
UML infrastructure is used to −
-
Provide a reusable meta-language core. This is used to define UML itself.
-
Provide mechanisms to adjustment the language.
UML superstructure is used to −
-
Provide better support for component-based development.
-
Improve constructs for the specification of architecture.
-
Provide better options for the modeling of behavior.
The important point to note is the major divisions described above. These divisions are used to increase the usability of UML and define a clear understanding of its usage.
There is another dimension which is already proposed in this new version. It is a proposal
for a completely new Object Constraint Language (OCL) and Diagram Interchange. These features all together form the complete UML 2.0 package.
Отношения между классами
Существует четыре типа связей в UML:
- Зависимость
- Ассоциация
- Обобщение
- Реализация
Эти связи представляют собой базовые строительные блоки для описания отношений в UML, используемые для разработки хорошо согласованных моделей.
Первая из них – зависимость – семантически представляет собой связь между двумя элементами модели, в которой изменение одного элемента (независимого) может привести к изменению семантики другого элемента (зависимого). Графически представлена пунктирной линией, иногда со стрелкой, направленной к той сущности, от которой зависит еще одна; может быть снабжена меткой.
Зависимость – это связь использования, указывающая, что изменение спецификаций одной сущности может повлиять на другие сущности, которые используют ее. Ассоциация – это структурная связь между элементами модели, которая описывает набор связей, существующих между объектами.
Ассоциация показывает, что объекты одной сущности (класса) связаны с объектами другой сущности таким образом, что можно перемещаться от объектов одного класса к другому.
Например, класс Человек и класс Школа имеют ассоциацию, так как человек может учиться в школе. Ассоциации можно присвоить имя «учится в». В представлении однонаправленной ассоциации добавляется стрелка, указывающая на направление ассоциации.
Структурные сущности — классы
Класс – это описание набора объектов с одинаковыми атрибутами, операциями, связями и семантикой.
Графически класс изображается в виде прямоугольника, разделенного на 3 блока горизонтальными линиями:
- имя класса
- атрибуты (свойства) класса
- операции (методы) класса.
Для атрибутов и операций может быть указан один из трех типов видимости:
- — — private (частный)
- # — protected (защищенный)
- + — public (общий)
Видимость для полей и методов указывается в виде левого символа в строке с именем соответствующего элемента.
Каждый класс должен обладать именем, отличающим его от других классов. Имя – это текстовая строка. Имя класса может состоять из любого числа букв, цифр и знаков препинания (за исключением двоеточия и точки) и может записываться в несколько строк.
На практике обычно используются краткие имена классов, взятые из словаря моделируемой системы. Каждое слово в имени класса традиционно пишут с заглавной буквы (верблюжья конвенция), например Sensor (Датчик) или TemperatureSensor (ДатчикТемпературы).
Для абстрактного класса имя класса записывается курсивом. Атрибут (свойство) – это именованное свойство класса, описывающее диапазон значений, которые может принимать экземпляр атрибута. Класс может иметь любое число атрибутов или не иметь ни одного. В последнем случае блок атрибутов оставляют пустым.
Атрибут представляет некоторое свойство моделируемой сущности, которым обладают все объекты данного класса. Имя атрибута, как и имя класса, может представлять собой текст. На практике для именования атрибута используются одно или несколько коротких существительных, выражающих некое свойство класса, к которому относится атрибут.
Можно уточнить спецификацию атрибута, указав его тип, кратность (если атрибут представляет собой массив некоторых значений) и начальное значение по умолчанию.
Статические атрибуты класса обозначаются подчеркиванием.Операция (метод) – это реализация метода класса. Класс может иметь любое число операций либо не иметь ни одной. Часто вызов операции объекта изменяет его атрибуты.
Графически операции представлены в нижнем блоке описания класса.
Допускается указание только имен операций. Имя операции, как и имя класса, должно представлять собой текст. На практике для именования операции используются короткие глагольные конструкции, описывающие некое поведение класса, которому принадлежит операция. Обычно каждое слово в имени операции пишется с заглавной буквы, за исключением первого, например move (переместить) или isEmpty (проверка на пустоту).
Можно специфицировать операцию, устанавливая ее сигнатуру, включающую имя, тип и значение по умолчанию всех параметров, а применительно к функциям – тип возвращаемого значения.
Абстрактные методы класса обозначаются курсивным шрифтом.
Статические методы класса обозначаются подчеркиванием.
Изображая класс, не обязательно показывать сразу все его атрибуты и операции. Для конкретного представления, как правило, существенна только часть атрибутов и операций класса. В силу этих причин допускается упрощенное представление класса, то есть для графического представления выбираются только некоторые из его атрибутов. Если помимо указанных существуют другие атрибуты и операции, вы даете это понять, завершая каждый список многоточием.
Чтобы легче воспринимать длинные списки атрибутов и операций, желательно снабдить префиксом (именем стереотипа) каждую категорию в них. В данном случае стереотип – это слово, заключенное в угловые кавычки, которое указывает то, что за ним следует.
Архив
-
►
2021
(1)
►
августа
(1)
-
►
2018
(1)
►
мая
(1)
-
►
2017
(2)
►
сентября
(1)
►
апреля
(1)
-
►
2016
(12)
►
декабря
(1)
►
ноября
(2)
►
августа
(3)
►
июля
(1)
►
июня
(3)
►
апреля
(2)
-
►
2015
(14)
►
декабря
(1)
►
сентября
(1)
►
августа
(3)
►
июля
(3)
►
июня
(1)
►
апреля
(1)
►
марта
(2)
►
февраля
(2)
-
►
2014
(4)
►
декабря
(1)
►
июня
(1)
►
мая
(1)
►
февраля
(1)
-
►
2013
(3)
►
сентября
(1)
►
августа
(1)
►
марта
(1)
-
►
2012
(4)
►
августа
(2)
►
июля
(1)
►
мая
(1)
-
►
2011
(23)
►
октября
(2)
►
августа
(3)
►
июля
(4)
►
июня
(3)
►
мая
(3)
►
апреля
(2)
►
марта
(1)
►
февраля
(2)
►
января
(3)
-
►
2010
(37)
►
декабря
(3)
►
ноября
(7)
►
октября
(5)
►
сентября
(7)
►
августа
(5)
►
июля
(4)
►
июня
(3)
►
мая
(1)
►
апреля
(2)
-
▼
2008
(2)
-
▼
февраля
(1)
UML – быстрый старт
►
января
(1)
-
-
►
2007
(4)
►
июля
(1)
►
июня
(1)
►
мая
(1)
►
апреля
(1)
-
►
2006
(1)
►
декабря
(1)
Виды диаграмм на UML и средства для их построения
Ранее мы писали, что совместное использование BPMN и UML это наиболее рациональный подход к визуальному моделированию в процессе проектирования сложных информационных систем различного назначения. В этой статье рассмотрим построение UML диаграмм с помощью программных средств различного класса и назначения. Что касается построения BPMN диаграмм с помощью специализированных программ, то можно посмотреть в статье «Программы создания диаграмм BPMN«.
Хорошо известно, что в процессе проектирования информационных систем широкое применение нашел способ организации и управления архитектурой проектируемой системы Model Driven Architecture (MDA). Этот подход поддерживается современными автоматизированными инструментальными средствами разработки информационных систем для определения моделей, а также для облегчения преобразований между различными типами моделей. Для построения моделей в рамках MDA широко используется построение диаграмм на унифицированном языке моделирования UML.
Унифицированный язык моделирования (UML) является стандартным языком для определения, визуализации, конструирования и документирования артефактов информационных и программных систем. Его применение упрощает сложный процесс проектирования информационных систем и их программного обеспечения, дополняя «проект» их построения визуальными представлениями артефактов, в качестве которых выступают модели и диаграммы.
Здесь рассматривается построение UML диаграмм при курсовом и дипломном проектировании, а не полная разработка всех решений, предусмотренных ГОСТ. В курсовом и дипломном проектировании достаточно разработать функционально — алгоритмическую структуру системы, которая в соответствие с принципами объектно-ориентированного проектирования представляется как совокупность взаимодействующих объектов.
Поэтому для построения моделей проектируемых информационных систем в рамках курсового и дипломного проектирования применяются следующие основные диаграммы на языке UML:
- диаграмма деятельности для визуального моделирования предметной области и детализации вариантов использования системы;
- диаграмма вариантов использования для представления функциональных требований к системе;
- диаграмма классов для представления архитектуры проектируемой информационной системы;
- диаграмму последовательности для представления взаимодействия объектов во времени;
- диаграмма компонентов для представления модулей(компонентов) программного обеспечения, из которых реализуется ИС;
- диаграмму развертывания для представления размещения компонентов по узлам вычислительной системы при реализации ИС.
Примечание. Для большей наглядности рекомендуется строить комбинированную диаграмму компонентов и развертывания.
Построение UML диаграмм можно выполнять вручную на листе бумаги или на доске, а также с помощью специализированного программного обеспечения. Среди достаточно большого количества средств построения диаграмм на UML можно выделить два класса. Первый класс – простые и дешевые(иногда бесплатные) программы, позволяющие автоматизировать построения диаграммы без генерации программного кода. К таким программам относятся графический редактор MS Visio, StarUML
Второй класс это, так называемые CASE-средства, представляющие собой набор инструментов, предназначенный для автоматизации визуального моделирования, проектирования, документирования и генерации кода реализации на выбранном алгоритмическом языке. К таким средствам относятся CASE-средства визуального моделирования и проектирования компании IBM Rational Software Corp — Rational Rose и Rational Software Architect, продукт проектирования и интеграции компании Borland – Together и другие.
CASE-средство визуального моделирования Rational Rose является хорошим и достаточно доступным инструментом создания артефактов проектирования информационных систем. В предыдущих статьях мы рассматривали его применение в курсовом и дипломном проектировании в процессе:
- выполнения предпроектного обследования предметной области,
- технического(архитектурного) проектирования и
- рабочего проектирования информационной системы.